Альфрейная живопись, или просто «альфрейка» – термин, в основном, обозначающий технику декоративной росписи, имитирующую разные материалы – от мрамора и бронзы до дерева и кости. Сам термин – результат инверсии, произошедший от ит. «аль фреско», что значит писать по сырой штукатурке. Здесь не только искажение звучания, но и полная замена значения - альфрейная живопись почти всегда наносится по высохшему грунту. Техники альфрейки очень разнообразны и зависят от задачи, но основные и наиболее распространённые – это гризайль, имитирующая лепнину на плоской поверхности, тонировки под материал и нанесение орнамента по трафарету. Сегодня палитра материалов для альфрейной живописи значительно расширена за счёт возможностей акрила, различных гелей и добавок. Но технологическая схема почти не меняется. В использовании инструментов также сохраняется здоровый консерватизм – кисти и флейцы разной жёсткости, губки с различной фактурой, валики, тряпки, тампоны. Наш век добавил аэрографы и краскопульты, но они только облегчили процедуру обычного ручного набрызга. Если чуть подробнее остановиться на тонировки гипса под дерево (что послужило причиной статьи), то сначала гипс грунтуется (олифа, лак, акриловая грунтовка глубокого проникновения), потом наносится краска, если масляная, то разбавленная лаком или льняным маслом. На плоских деталях сначала губкой наносится текстура, потом немного разглаживается флейцем. На профилированных деталях сначала используется темные прозрачные лаки коричневых оттенков, потом выпуклые части протираются и после высыхания на них рисуется текстура. Цвет подбирается под сорт дерева, если используется цветной грунт, то лучше сочетать краски по степени теплоты, например, основа – марс коричневый или оранжевый, второй слой – умбра натуральная. Классическая гризайль, имитирующая лепнину, может содержать до пяти красок земляной палитры.
Заведующий кафедрой живописи МАРХИ, профессор Виталий Барышников.
Фото: Вадим Разумов