Наши волонтёры: Игорь Казанцев, Русские Арбористы

25.05.2023

- Игорь, название вашей профессии - арборист - на английском звучит как Tree Surgeon — «древесный хирург». Расскажите, пожалуйста, подробнее, что это за ремесло?

По-хорошему, арборист - это тот человек, который сопровождает дерево на всех этапах жизненного цикла, от подбора саженца до оказания “похоронных услуг”. К сожалению, в России нас в основном приглашают уже когда дерево находится в довольно запущенном состоянии, и его приходится удалять. Уход за деревьями, позволяющий продлить им жизнь - такие заказы скорее исключение из правил.

А ведь чему учился профессиональный арборист? Арборист может выбрать удачные саженцы, чтобы клиент не купил заведомо проблемный материал в питомнике. Далее: посадка дерева, обрезка в процессе жизни… Бывает ещё, что люди покупают участок с лесом, а потом лес весь выпадает. А можно ещё на стадии принятия решения о покупке проконсультироваться с профессионалом, который подскажет, с какими потенциальными трудностями (и затратами) покупатель столкнется в будущем - даже через 20-30 лет - при эксплуатации участка. Особенно важно это в случае покупки площади, измеряемой гектарами, если планируется какая-либо хозяйственная деятельность, постройка строений, прокладка дорог.

То есть арбористика это значительно более широкое понятие, нежели услуги по удалению старых стволов и пней.

- Каков был лично ваш путь в профессию? Как вы заинтересовались арбористикой, где учились?

Мой путь в профессию был не прямой - я пришёл из промышленного альпинизма, в котором проработал около семи лет. Арбористика привлекла меня тем, что она является сплавом биологии (у меня есть высшее биологическое образование) и высотного доступа. Кстати, мои знания позволяют несколько по-другому смотреть на биологические процессы. Для меня это не совсем бизнес. Я всегда работаю как “переводчик” и стараюсь распознать, что растение хочет сказать человеку. С точки зрения профессии, я ставлю во главу угла именно дерево, а не личную выгоду.



- Что вас вдохновляет и мотивирует в вашей работе? Над какими самыми интересными и необычными проектами довелось вам работать за время вашей карьеры?

У меня очень высокая ответственность при принятии решения - например, удаляем или оставляем дерево, если оставляем - то по каким критериям. Я стараюсь работать как “третейский судья”, выносящий объективный вердикт - то есть я принимаю во внимание не только мнение клиента, но и “интересы” дерева. Мне кажется, именно такую позицию должен занимать профессиональный арборист - ведь клиенты бывают некомпетентны, или откровенно несправедливы к растениям.

Бываю довольно анекдотичные ситуации. Например, давным-давно, лет 8 назад, звонит мне потенциальный клиент и просит подъехать, удалить дуб диаметром около 105 см. Такая работа - это титанические усилия, хотя задача для меня как специалиста интересная, ну и, конечно, значительный гонорар. Я поехал осмотреть дерево. Для начала, это оказался не дуб, а липа. Я смотрю - дерево нормальное, замечательное, здоровое, нуждающееся только в санитарной обрезке. Спрашиваю клиента - а почему вы хотите его удалить? Сам я не вижу никаких причин для этого.

Клиент же отвечает - дескать, под этой липой у меня парковка. На дереве живут птички. И машина постоянна грязная от них! Вот такая проблема… Замучился машину отмывать. При этом, данный участок - крайний в населенном пункте. Вокруг - строения-новоделы, какой-то спокойный ландшафтный дизайн. Из монументального, за что глаз цепляется, во всем посёлочке - только эта липа. А ей лет 100 как минимум, может 120-150. Сколько всего эта липа повидала на своём веку!

В общем, я предложил клиенту…просто-напросто сделать навес над машиной! Так мы сохранили не только дерево, но и особую уникальность участка - любому гостю легко дать ориентир к дому клиента - “там, где самое большое дерево стоит”.

- Да, такое дерево - можно сказать, историческая ценность… Которую вам удалось спасти.

Да, получается что у арбориста могут быть альтернативные, креативные решения проблем клиента. Это, может быть, некоммерческий, творческий подход - но для меня важно работать именно так. Я мог бы просто провести удаление, по заказу, не вникая в проблематику, и хорошо на этом заработать. Но я выбираю пусть профессионала, специалиста - а не бизнесмена.

У меня часто бывают диалоги с клиентами по поводу того, нужны ли вообще некоторые манипуляции. Например, обработка срезов в ходе весенней обрезки плодового сада фигурирует практически во всех клиентских заявках. Я спрашиваю клиента - а зачем вы думаете это нужно? В ответ чаще всего слышу: “Ну, все так делают…”. Ну так на то и должна быть своя голова на плечах у профессионального арбориста, чтобы не работать по инерции. Часто происходит, что обработка срезов бессмысленна, хоть и безвредна для дерева. Но есть случаи, когда применение к срезам замазок и красок может даже ухудшать состояние обрезанных веток. На самом деле важна не обработка среза, а качество его выполнения - как именно он сделан, в каком месте, под каким углом. То есть важен профессионализм арбориста, и его инструмент - а вовсе не вся эта химия. У деревьев есть свои древние механизмы выживания и заживления порезов, заложенные природой - поэтому в своей работе я стараюсь сохранить баланс натуральности, и не использовать дополнительные вещества без крайней необходимости и объективных показателей. Зачем зря травить себя и землю? Даже если это открывает возможность добавить лишние строки в смету проекта - я откажусь.

- Такой подход, должно быть, выделяется на общем фоне? Или у нас в стране большинство арбористов работают именно так, как вы?

Должен отметить, я много учился зарубежом. У меня есть Европейские и Американские сертификаты. Несколько лет я ездил в Прибалтику и Германию как на стажировки по работе с деревьями, так и на соревнования арбористов - причем я бывал и участником, и судьей. Я много общался (и до сих пор общаюсь) с зарубежными коллегами. Так что да, у меня действительно несколько другой взгляд на профессию, чем в среднем среди коллег.

Однако, как я уже говорил, у нас в основном, к сожалению, под арбористикой понимается оказание “похоронных услуг” деревьям, нежели уход и профилактика в процессе их жизни. Зачастую, деревья просто-напросто запущены. То есть, дело не только в арбористах, но и в заказчиках - необходимо, конечно, просвещать их и популяризировать регулярные консультации с профессионалами, проведение регулярных превентивных манипуляций и т.п. Грамотный арборист всегда намечает буквально каждому дереву индивидуальный план работ на перспективу несколько лет.

- Что привело вас к волонтерству в Усадьбе Быково, как вы узнали о Проекте Возрождения Усадьбы? Какие работы вы уже успели выполнить в Усадьбе? В чем важность этих мероприятий?

Изначально, уже достаточно давно, я приезжал в Усадьбу на коммерческой основе. Меня вызвали, чтобы удалить одно аварийное дерево, которое находилось рядом с исторической постройкой. Это дерево находилось в крайне плохом биологическом состоянии, была реальная угроза его падения - это могло быть опасно как для строения, так и для посетителей Парка.

С тех пор мы с командой периодически проводим в Усадебном Парке работы уже на волонтерской основе. Мы выполняли стрижку кустов, удаление пней, а также была проведена значительная работа по санитарной обрезке старинных дубов - это очень трудоемкая, кропотливая и требовательная к арбористу задача, требующая особого снаряжения.

В Усадьбе мы работаем абсолютно бесплатно - не получаем оплаты ни за наше время, ни за использование нашего профессионального оборудования.

- Планируете ли вы и дальше волонтерить в Усадьбе? Намечен ли план дальнейших работ?

В Усадебном Парке работы для нас очень много. К сожалению, деревьями там никто уже очень давно не занимался. Вообще, на такой парк было бы здорово иметь постоянную бригаду из трех человек - двух арбористов и ассистента. Такая постоянная бригада обеспечивала бы поддержание высокого качества работы - а задач было бы достаточно для постоянной занятости с ранней весны до поздней осени! В парке множество больших деревьев, представляющих собой, по сути, памятники. С ними нужно очень аккуратно работать, не срезать лишнего. У этих деревьев, иногда существуют возрастные проблемы - расколы ствола и веток. И в этом случае нам надо очень деликатно помочь дереву. Сделать частичную редукцию веток. Смонтировать брейсинг (bracing), установить систему стабилизации кроны - трос, предотвращающий чрезмерную амплитуду, которая может привести к необратимым последствиям для дерева (разломам и прочее). Специалистов, которые знают эти способы и умеют их реализовывать от начала до конца, в масштабах страны - немного. Я бы даже предположил, человек 5 всего. Их можно найти в Москве и Санкт-Петербурге. Вообще, коллеги, которые умеют работать с историческими парками, сосредоточены в основном в Ленинградской области. Там сложилась определенная культура этого мастерства.

Наша команда, Русские Арбористы, конечно, будет продолжать волонтерить в Быково по мере своих сил. Мне важно делать посильный вклад в возрождение этого Парка, видеть результаты нашего труда.

- Какой вы бы хотели видеть Усадьбу Быково после её возрождения - что, по вашему мнению, должно тут быть?

Это очень интересный и важный вопрос! Легко представить себе ситуацию, что вдруг, при получении финансирования, в Усадьбу приходит кардинальное “облагораживание” - территория Парка расчищается полностью, прокладываются дорожки для прогулок, велодорожки, появляются небольшие ограждения, бортики, скамейки… Это всё прекрасно, но важно не забывать - очень долго Парк был заброшен, всё заросло, и там теперь самый настоящий лес, со своей сложившейся экосистемой. Это теперь тоже часть нашего мира, относиться к которой нужно бережно. Полная расчистка приведет к гибели этой экосистемы - что, в свою очередь, может вызвать отложенную гибель Парка.

Крайне важно сохранить баланс между восстановлением исторического облика, безопасностью и удобством будущих посетителей - и сохранением текущей природной составляющей. Должно быть проведено грамотное зонирование - парадная прогулочная часть, и нетронутая зона. В момент планирования возрождения Парка важно, чтобы бизнесмен не “перекричал” профессионала в душе тех арбористов, которые будут там работать - верю, что, в конечном счете, именно в таком подходе и заключается секрет успеха в нашем деле!


С Игорем Казанцевым беседовала Анна Лауль.


Сайт компании "Русские Арбористы": https://rusarbo.ru/

Документальный фильм-рассуждение об арбористике "Деревья тоже люди": смотреть на YouTube

другие статьи

Вступительная статья

​Совсем недалеко, в тридцати километрах от Москвы, находится прекрасная старинная Усадьба Быково

18.01.2022

Школа садово-паркового искусства

Статья нашего волонтера Анны Смирновой-Разумеевой про школу садово-паркового искусства в журнале АУИПИК "Охраняется государством".

14.05.2023

Фестиваль возрождаемых усадеб России

"Фестиваль народного творчества возрождаемых усадеб России" проходил 15-16 июня 2022 года в подмосковной усадьбе Середниково. Команда волонтеров Усадьбы Быково принимала участие в работе круглого стола.

18.05.2023